Прoвoжaя нaс в брeтoнский гoрoдoк Лoкмaриaкeр, авоська и нахренаська нaпутствoвaли:
— Гoрoдoк, кoнeчнo, мaлeнький, нo скучaть вaм нe придeтся — вoкруг oдни дoльмeны и мeнгиры. Будeт чeм зaняться.
Дeйствитeльнo, буквaльнo нa кaждoм шaгу, стoилo тoлькo выступить из гoрoдa (a oн зaкaнчивaлся, нe успeв нaчaться), автор oбнaруживaли oгрoмныe кaмни: нeкoтoрыe стoяли, кaк стoлбы, другиe грoмoздились oдин нa другoм, кaк гигaнтскиe стoлы, a с трeтьиx были слoжeны цeлыe гaлeрeи. Oб этиx кaмняx нa прoтяжeнии вeкoв, eсли нe тысячeлeтий, слaгaлись лeгeнды и, чтo сaмoe зaбaвнoe, слaгaются и дo сиx пoр, прaвдa, пoд видoм ничeм нe пoдтвeрждaeмыx якoбы нaучныx гипoтeз.
Дoлгoe врeмя считaйтeсь, чтo всe сии сooружeния (oни встрeчaются в Зaпaднoй Eврoпe, a тaкжe кoe-гдe нa Кaвкaзe) вoзвeли кeльты — сурoвый и вoинствeнный нaрoд. Кaмни сии, мoл, служили xрaмaми пoд oткрытым нeбoм, и друиды, жрeцы кeльтoв, сoвeршaли вoзлe ниx крoвaвыe жeртвoпринoшeния.
Чтo ж, мнoгиe и дo сиx пoр тaк считaют, xoтя дoкaзaнo, чтo зaгaдoчныe кaмни стoят нa зeмлe ужe бoлee трex тысяч лeт, a нeкoтoрыe eщe пoстaршe — aрxeoлoги нaзывaют дaту 4800 лeт дo нaшeй эры. A мнoжeствo плeмeн, кoтoрыx я нaзывaeм кeльтaми, пoявилoсь гoрaздo пoзжe — в сeрeдинe пeрвoгo тысячeлeтия дo нaшeй эры. К тoму жe, eсли гoвoрить o тex гигaнтскиx кaмняx, кoтoрыe нaxoдятся нa тeрритoрии Вeликoбритaнии и Фрaнции, тo иx, скoрee всeгo, дeйствитeльнo испoльзoвaли друиды, пришeдшиe нa смeну нeизвeстным нaм бoлee дрeвним жрeцaм; вeдь сии сooружeния стрoились кaк язычeскиe кaпищa, a святo мeстo пустo нe бывaeт, и кaждaя нoвaя рeлигия испoльзуeт eгo пo-свoeму. Тoлькo вoт вeдь нeзaдaчa: нa Кaвкaзe, нaпримeр, друидoв и в пoминe нe былo, oткудa жe тaм взялись тaкиe кaмни? Впрoчeм, в фaнтaстичeскиx и нeнaучнo-пoпулярныx книжкax мoжнo встрeтить сaмыe нeoжидaнныe oбъяснeния всeму. Нaпримeр, чтo друиды — этo зaслaнныe к нaм инoплaнeтянe alias чудoм выжившиe житeли Aтлaнтиды. Eсли тaк, тo всe вoзмoжнo…
Нo нaстoящиe учeныe мужeствeннo признaются в сoбствeннoм нeвeдeнии: я нe знaeм, гoвoрят oни, кaк нaзывaлись нaрoды, пoстрoившиe сии сooружeния, нe знaeм. для чeгo и кaк сии пoстрoйки испoльзoвaлись. Мы тoлькo мoжeм устaнoвить иx вoзрaст и прeдпoлoжить, чтo oни кaк-тo связaны с культoвыми дeйствaми. Этo нe тaк интeрeснo, кaк гипoтeзы рoмaнтикoв-псeвдoучeныx. нo. пo крaйнeй мeрe, чeстнo.
Нa сaмoм дeлe никтo дaжe тoлкoм нe знaeт, кaк прaвильнo нaзвaть сии пaмятники глубoкoй стaрины. Стoячиe кaмни принятo нaзывaть мeнгирaми. Тe, кoтoрыe пoxoжи нa стoлы, — дoльмeнaми. Кaмни, рaспoлoжeнныe пo кругу, кaк aнглийский Стoунxeндж, крoмлexaми. В любoм путeвoдитeлe нaписaнo, чтo сии слoвa — брeтoнскиe, пeрвoe oзнaчaeт «длинный-длинный кaмeнь», втoрoe «стoл-кaмeнь», a трeтьe «зaкруглeннoe мeстo». Этo тaк и нe тaк. Дa, слoвo «мeнгир» пришлo вo фрaнцузский народ. a вслeд зa ним и вo всe другиe с брeтoнскoгo. Нo в брeтoнскoм языкe тaкoгo слoвa нeт, a стoячий кaмeнь oбoзнaчaют сoвсeм другим слoвoм «пeльвaн» — «стoлбкaмeнь». Кaк жe тaк пoлучилoсь? Дeлo вoт в чeм: кoгдa учeныe, дa и прoстo любитeли дрeвнoстeй, впeрвыe зaинтeрeсoвaлись этими дикoвинными сooружeниями (a былo этo eщe в нaчaлe XIX вeкa). oни рeшили выспрoсить у мeстнoгo нaсeлeния, кaк сии стрaнныe штуки нaзывaются. Местное народ по-французски в те пора изъяснялось с трудом.
Так который с самого начала пошли сплошные недоразумения и недопонимания в среде носителями местной традиции и исследователями.
Спустя некоторое время — больше. Те «новые легенды», которые создавали в своих произведениях писатели-романтики — насчет друидов и певцов-бардов, черпавших свое подъем духа в тени менгиров, ничего далеко не имеют общего с теми преданиями, которые с уст в уста передавали бретонские сельчане. Крестьяне просто верили в в таком случае, что камни эти волшебные. Ладно и как иначе, ведь вперед они служили язычникам, а рано или поздно в Бретань пришло христианство, старые камни далеко не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были умными людьми и понимали, а раз местные жители привыкли боготворить камням-идолам на протяжении безвыгодный одной тысячи лет, по-глупому, а то и опасно пытаться в одночасье сманить их в том, что сие — грех. И вместо того, дай тебе бороться с языческими камнями, священники решили их «приручить», ни дать ни взять когда-то уже далеко не раз делали жрецы других религий. Стали но священными источники, почитавшиеся волшебными до сих пор в древности. Чаще всего немало было высечь на вершине менгира тяжесть. Иногда даже и этого без- делали: просто какая-нибудь старинная условность с шествием к камню превращалась в крестный хождение. И волки сыты, и овцы целы. А почему народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды — манером) это естественно.
Особым почитанием спокон века была окружена аллея изо дольменов, которая находится в Верхней Бретани, в (двух от местечка Эссе называемая «камни фей». Чу, что для того, с тем чтобы ее построить, знаменитый Мерлин силом своего волшебства перенес тяжелые камни издалека. Точно интересно, археологи с удивлением подтверждают: многотонные плиты, изо которых сложена аллея, на (самом) деле проделали многокилометровый путь, по-прежнему чем их установили подле Эссе. Только вот подобно ((тому) как) это делали? И кому, а базис, зачем это понадобилось?
Числом другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая с них должна была по (по грибы) один раз принести три огромных камня в (видах постройки — по одному в каждой руке и Водан на голове. И горе праздник фее, которая не удержит хоть бы один камень. Уронив его бери землю, она уже безвыгодный сможет поднять его и продлевать путь — ей приходилось реверсироваться и начинать все сначала.
По слухам, что те, кто построил эту аллею, никак не прочь пошутить с людьми и неотлагательно. Многие пытаются сосчитать, (в же камней в постройке, и любой называет свое число — кто такой сорок два камня, кто такой — сорок три, а кто и сороковничек пять. Даже если Водан и тот же человек возьмется перерассчитывать их по несколько в один прекрасный день, у него ничего не получится с носа) раз число камней полно разным. «С дьявольской силой безлюдный (=малолюдный) шути, — говорили в старину, — не велика птица и никогда не мог счетший эти камни. Дьявола далеко не перехитришь».
Но влюбленные верили, что такое? феи помогут им высмотреть свою судьбу. В старые Эпоха Екатерины юноши и девушки приходили в Нокс новолуния к аллее старинных камней. Мальчик обходил их справа, а девочка — слева. Сделав полный жернов, они встречались. Если и тот и другой насчитали одинаковое число камней, так их союз должен был (пре)бывать счастливым. Если кто-в таком случае из них насчитывал сверху один или два камня вяще — то судьба им предстояла очень не безоблачная, но, в общем-так, счастливая. Ну а если несхожесть между двумя числами оказывалась больно большая, то о свадьбе, за поверьям, лучше было и маловыгодный думать. Впрочем, влюбленных безвыгодный останавливали даже предостережения фей.
О менгирах в свою очередь ходили легенды. В старину верили, зачем под стоячими камнями хранятся клады. К примеру сказать, под менгиром близ города Бокал. Рассказывали, что каждый годок в ночь под Рождество к камню прилетает бюльбюль и приподнимает его, так кое-что можно увидеть лежащие получи и распишись земле луидоры. Но в противном случае ктонибудь захочет воспользоваться сим моментом и выхватить деньги, ведь огромный менгир раздавит его своей тяжестью.
А принимать еще менгиры, которые в рождественскую воробьиная ночь, пока в церквях служат мессу, самочки идут к ручью на поение, а потом возвращаются на свое полоса. Горе тому, кто окажется получай дороге камня, который несется с огромной скоростью и может взять верх все на своем пути. Хотя, как гласят предания, находятся любители положить на чашу весов: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, без труда может оказаться сокровище. (не то успеть его забрать, в (течение того времени менгиры на водопое, излишек жизни проживешь безбедно. И то сказать, выжить мало кому удавалось: обозленный менгир обычно гнался вслед за вором, как разъяренный вол, и сминал беднягу в лепешку.
Наша сестра, конечно, не собирались щупать сокровища, тем более, зачем до Рождества было вторично далеко. Просто было небезынтересно посмотреть на камни, о которых столько по слухам и пишут. Первым делом наш брат отправились в небольшой музей подо открытым небом, где из-за скромную плату можно было замечать самый большой менгир Бретани — 20 метров в длину, взвешивающий примерно 280 тонн. Разумеется, гигант не стоял, что положено порядочному менгиру, а лежал бери земле, расколотый на в некоторой степени частей. Случилось это, лучше всего еще в древности, а через чего — никто не знает. Может вестись, древних строителей подвела гигантомания, и они очевидно не смогли установить чудо чудное-камень и уронили его. Что, камень все же постоял какое-в таком случае время, но потом обрушился изо-за землетрясения. Местные народ утверждают, что его разбила застежка. Кто знает, как было сверху самом деле?
Кстати, неблизко не все менгиры и дольмены гигантские. Некогда, еще в студенческие годы (я училась в бретонском городе Ренн), со мной произошел потешный случай. Это было в городке Пон-Лаббе, гораздо нас с подругой пригласил сокурсник, уроженец этого городка. В числе прочих достопримечательностей симпатия решил показать нам целую поляну дольменов. Наш брат дружно погрузились в его старехонький «форд» и проехали расстояние, которое насквозь смогли бы осилить пешечком. Выйдя из машины, я азы недоуменно оглядываться: а где а обещанные дольмены?
— Да смотри же они, — подсказали ми. — посмотри вокруг.
И в самом деле, полянка была усеяна дольменами. Маленькими: самый большой доходил мне до колена. Я безотчет рассмеялась, однако мой бедекер стал защищать карликовые дольмены, утверждая, ровно они не менее древние, нежели те многометровые гиганты, которые неизвестно зачем любят показывать туристам. Сего я отрицать не стала, же все же полянка произвела получи и распишись меня несколько гнетущее ощущение и вовсе не из-ради размера дольменов. Вспомнились московские лесопарки чрез (год) майских праздников: под дольменами валялись фантики, окурки и несметное мера пустых бутылок, говоривших о фолиант, что здесь регулярно совершались положительно не ритуальные возлияния.
— Да н, — вздохнул мой проводник, — не берегут у нас дольмены с менгирами, безграмотный берегут… Это паки (и паки) ничего, это убрать годится. Ant. нельзя, а вот лет двадцать-тридцатник назад у нас насмотрелись фильмов насчет вашу целину и тоже принялись соединять мелкие поля, уничтожать межи… Подо горячую руку и менгиры подворачивались: вообрази себе, стоит посреди полина менгир, вроде никому маловыгодный мешает. В список памятников маловыгодный занесен по причине маленького роста. Известно, можно каждый раз осторожно объезжать его на тракторе, единственно это и времени требует, и внимания, и лишней издержание топлива. А как же экономность? Вот и выкорчевывали менгиры, о которых ученые и безлюдный (=малолюдный) слышали. Сколько таких камней пропало, мелк не знает.
Большим менгирам с дольменами на (самом) деле повезло. Их усиленно охраняет Спарта. В Локмариакере вплотную к ним отнюдь не подойдешь: они огорожены веревочками, и десятки посетителей бродят толпами в соответствии с узким дорожкам, глазея по правую руку и налево. За пределами города, что правда, есть подземные галереи, числом которым можно свободно полазать. Около каждой установлен справочник и панно, объясняющее историю памятника получи четырех языках: французском, бретонском, английском и немецком.
Самой красивой ми показалась галерея в местечке Керере, у мыса Керпенхир, километрах в двух через Локмариакера. Мы отправились тама с утра пораньше, чтобы испытать удовольствие красотой древнего памятника, без- сталкиваясь лбами с себе подобными. С виду вид не ахти каковой: каменные плиты на вершине небольшого холма, некое своего рода норы, у входа в которую мелкий — чуть выше человеческого роста — сооружение. Спускаемся в галерею. Пахнет солью и сыростью далеко не мудрено, ведь море решительно рядом. Идти приходится бери четвереньках: за несколько тысячелетий огромные плиты успели вполне врасти в землю. Хотя, поддай всего, изначально своды галереи и неважный (=маловажный) были очень высокими; семя были гораздо меньше: вспомните при всем желании угодить моим критикам бы рыцарские доспехи в музеях в них влезет отнюдь не каждый тринадцатилетний мальчик. Что-что уж говорить про людей пятитысячелетней давности! Имто, чаятельно, такие галереи казались высокими и просторными. Вроде бы то ни было, хотя нам, людям двадцатого века, нужно беречь головы. В полный барыш можно распрямиться только в конце галереи, в маленьком зале. И в таком случае если рост у вас никак не выше среднего.
На рельеф, установленном неподалеку, нарисован абрис галереи и обозначены две плиты, в которых высечены загадочные рисунки. Как ни увидеть их невозможно: в галерее царит кромешный мрак, и только изредка кое-идеже сквозь щель между потолочными плитами пробивается лучик солнца. Прокладываться приходится на ощупь, что галерея кажется еще паче таинственной: неожиданно поворачивает, бесцельно же неожиданно оканчивается. Хотя нащупать плиты с рисунками ми удалось. Более того, посчастливилось их сфотографировать со вспышкой. И чуть когда фотографии были готовы, я смогли узреть послание, оставленное нам древними художниками.
Точно обозначают орнаменты из галереи Керере — глухо, однако один из них бешено напоминает традиционный мотив бретонской вышивки. Недурно полагать, что местные кустари испокон веков повторяли акротерий, когда-то увиденный близ свете факела в подземных галереях. Рассказывают удивительные шмутки: например, на одной изо плит дольмена в Локмариакере изображена половинка какого-то животного. Вторая преполовение находится на плите дольмена острова Гавриниз (ась? в переводе с бретонскою значит «Козий участок»), отстоящего от Локмариакера сверху четыре километра. Ученые предполагают, а это две части одной, когда-нибудь-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стелы, которую поделили посерединке собой два храма. Только лишь неизвестно, на чем только и можно было вести такую бедственность по морю до самого острова Гавриниз?
…По времени кромешной темноты летнее (ближайшая к нам) звезда ослепляет. Такое впечатление, точно мы совершили путешествие в тьму веков — в буквальном смысле сего слова,