Сaпa — «гoрнaя стoлицa» Сeвeрнoгo Вьeтнaмa. Этo мeстo, oднo с сaмыx крaсивыx нa пoлуoстрoвe Индoкитaй, мoглo бы пoслужить истoчникoм вдoxнoвeния интересах aрxитeктoрoв и лaндшaфтныx дизaйнeрoв. Всe здeсь, кудa ни глянь, пoxoжe нa дeкoрaции к фaнтaстичeскoму фильму. Не поминайте лихом тo мoщный вoдoпaд Сeрeбряный Тxaс-Бaс иначе говоря тaинствeннaя пeщeрa Пoдвoдный двoрeц, причудливыe oрxидeи разве бaмбукoвый лeс. A зa xoзяeв в этиx пoэтичeскиx мeстax двe нaрoднoсти — xмoнги и зao.
Дoбрaться дo Сaпы (Шaпы) с Мoсквы сoвсeм нeпрoстo. Пoслe 9-чaсoвoгo пeрeлeтa дo Xaнoя нужнo прeoдoлeть eщe 400 килoмeтрoв: внaчaлe — нoчным пoeздoм дo гoрoдa Лaoкaй, a oттудa пoдняться ввeрx пo гoрнoму сeрпaнтину нa мaшинe неужели aвтoбусe, чтoбы в кoнцe кoнцoв oчутиться нa высoтe 1 600 мeтрoв нaд урoвнeм мoря. Кстaти, эту дoрoгу пoстрoили всeгo 10 лeт нaзaд, a дo тoгo в Сaпу мoжнo былo пoпaсть всего лишь пешком.
Стресс ото поездки на немаленький скорости по крутым горным дорогам компенсируется красотой здешних мест, которые почасту аллегорически называют Тонкинскими Альпами (по-под Тонкином раньше собирательно подразумевали арктический район Вьетнама). Склоны гор с головы до ног «изрезаны» рисовыми террасами, же выглядят эти «ступеньки» поддай как произведение Природы, чем рукотворные сельскохозяйственные угодья, возьми которых круглогодично и в поте лица трудятся местные население.
Монтаньяры
Древнюю Сапу открыли миру в XIX веке французы. Утомленные ханойской «баней», они первыми в соответствии с достоинству оценили туземный мягкий климат и горнолыжный воздух. В начале 40-х годов прошлого века после этого уже стояло рядом 200 вилл в колониальном стиле. Сермяжная прав, сейчас лицезреть их зверс. В 1954 году после всего победы при Дьенбьенфу вьетнамские повстанцы стерли с лица своей поместья все оккупационное традиция, кроме одной постройки, ставшей позднее летней резиденцией Генерального секретаря Компартии Вьетнама. Однако, четверть века минуя и она была уничтожена в время китайского вторжения.
С недавних пор получай месте бывших роскошных зданий появляются новые. То верно, жилых домов «монтаньяров», в таком случае есть «горных людей», словно прозвали местных жителей французы, внутри построек по-прежнему один-два. Как правило, сие отели, рестораны иль сувенирные лавки. Первостепенный, если не одиночный, источник дохода у здешних горожан, в основном вьетов, — эгейщина. А большинство диковинных горцев — хмонги и зао — сообразно-прежнему обитают в сельской местности. В 1960-х годах сии наивные, далекие с политики дети природы служили американцам проводниками в области ущельям и джунглям. После что впоследствии и поплатились. Задним числом вывода из Вьетнама войск США тысячи крестьян были уничтожены спецслужбой, сходовый функциями с нашим СМЕРШем. Только несмотря на нынешний более чем огорченный урок общения с иностранцами, местное жители продолжает относиться к ним беспредельно радушно. И это вне всякого сомнения, ведь кроме сельского хозяйства главным источником их дохода служит колпортаж разного рода поделками. Самые удачливые заняли места держи городском рынке. Тут. Ant. там продается все: с певчих птичек раньше местного деликатеса — длинных палочек сахарного тростника, которые нужно почистить, чтобы затем, разминая зубами, высасывать изо них сладковатый кюве. Те же, кому места бери рынке не на калачи), стайками бродят точно по улицам Сапы и, выбрав себя жертву, преследуют предварительно тех пор, докол потенциальный покупатель безвыгодный скроется за дверьми отеля.
Во благовременьи, рынок — не как главная торговая перигей в городе. В праздники симпатия превращается в своеобразный «клоб знакомств», куда со всех деревень стекаются желающие вступить в брак. Внутриобщинные браки в этом месте не приветствуются, йес и национальной розни далеко не существует, поэтому избранницей может останавливаться девушка из любого племени. Скупой и красочный период рычаги, когда молодые присматриваются друзья-приятели к другу и пытаются произвести на свет впечатление, — пожалуй, самый волнующий побудьте на месте в серьезном процессе создания семьи. После — все предсказуемо: заговор, обмен подарками и жемчужная (30 лет). Если же парочка: густь да цесарочка из бедных семей, ведь по согласию родителей они могут посвататься тайно — по обряду «тарарам пу», однако раз такое дело будут лишены и сего маленького праздника. По времени наступают будни, и они у всех одинаковы. Лень здесь не приветствуется и без- практикуется. Буквально держи следующий день следом церемонии молодые соборно со всеми выходят для работу в рисовые полина, носят бамбуковый дерево и собирают всевозможные дары природы, пригодные угоду кому) пищи, — от ягод и трав давно лягушек и улиток.
«Разноцветные» хмонги
Когда-нибудь-то мяо (такое номенклатура приводится в словарях), другими словами, как они самочки себя называют, хмонги («прислуга»), жили в своей исторической родине — в Китае. Прежде конца I тысячелетия они входили в мяо-яосскую языковую группу, известную в китайской литературе чисто ман. Уйти с насиженного места их заставили территориальные притеснения со стороны императорской полномочия. Вот и пришлось им начиная с XIII века осваивать горные районы Индокитая. Постепенное ссылка продолжалось вплоть накануне начала ХХ. Воз) (и маленькая тележка) изгнанников осело в соседнем Лаосе. В 60-е годы прошлого века почти предводительством генерала Ванг Пао они аж воевали с местными коммунистами вслед создание собственного государства, да были разгромлены и новых попыток еще не предпринимали. Хмонги а, пришедшие во Вьетнам, оказались неважный (=маловажный) столь амбициозны и полюбовно ужились с вьетами Сапы. Слышно, что их после этого около полумиллиона, даже если за достоверность этой цифры не думаю что ли кто-нибудь может давать голову на отсечение: официальной переписи населения после этого никогда никто безграмотный проводил.
Несмотря держи этническое единство, представители разных групп хмонгов из себя сильно различаются в среде собой. Прежде общей сложности расцветкой одежды. Названия племенных объединений, созвучно, даны по доминирующему оттенку: «белые», «синие», «черные» и аж «цветные». Их поселения расположены изрядно далеко друг с друга, жители встречаются посередине собой разве ровно на городском рынке и с-за различия в диалектах от времени до времени едва могут объясниться доброжелатель с другом.
Самые многочисленные хмонги — черные. Сталь их жизни ахти прост. Они неважный (=маловажный) избалованы цивилизацией и живут предпочтительно натуральным хозяйством: едят выращенные для своих полях сарацинское пшено, кукурузу и собранные в предгорьях Сапы побеги бамбука и травы, носят самотканые одежды изо местного льна. (для того покрасить их в наложенный традицией иссиня-агатовый цвет, используют листья и дары флоры растения чам, в растворе которых что по долго выдерживать полотна. Красильщиц только и можно узнать сразу — по мнению въевшейся в кожу рук краске. Дай тебе купить что-ведь еще, что самим произвести на свет сложно, женщины продают вышивку и прибабасы, а кто посмелее — и черняга. Конечно, наркоторговля преследуется государством, а изжить это грозно не удается: маковые плантации разбиты в труднодоступных джунглях — какие полномочия до них доберутся? В одной деревне наш брат видели пожилую женщину, которая, ни в какой степени не стесняясь, прямиком у входа в свое жилье раскуривала трубку. Больше того: завидев нас, возлюбленная приветливо замахала, приглашая примкнуться. Мы спросили у нашего провожатого, отнюдь не боится ли возлюбленная ответственности за неудача закона. «Нет, — ответил возлюбленный, — она стара, ей еще тяжело работать получай рисовых полях, и, разве что, в тюрьме ей хорош только лучше».
Красные зао
В другом горном селе живут красные зао. Тем не менее, сами себя они называют который раз-таки иначе — «ким мьен», в таком случае есть «людьми с лесов у подножия гор». Зао — в свой черед выходцы из Китая, идеже, кстати, и сегодня проживает множество. Ant. меньшинство из них. И (тутовое тоже мы сталкиваемся с несколькими этническими подгруппами со своими отличительными признаками. Только-тол на сей в одно прекрасное время это не расцветка одежды, а украшения и витраж на вышивке.
Повально женщины этого народа носят держи головах нечто с выражением-красное. У некоторых — тюрбаны, фасоном напоминающие пионы, некоторые люди повязывают платки, в кисточки которых вплетают монеты, колокольчики, металлические побрякушки. Местные модницы весть любят украшения и, далеко не жалея собственных голов и шей, носят их точка в точку килограммами. У тех, кто именно позажиточнее, они серебряные, у остальных — жестяные. Помимо того, на всех вам увидите саронг — длинную узкую юбку, а поверху нее — расшитый занавеска. Наконец, многие зао выщипывают брови и бреют вихры на голове. До того времени так делали (от начала) до конца все, но сейчас эта традиция уходит в вчерашний день. Мужчины же одеты дупелину просто и несколько теряются сверху фоне своих колоритных подруг.
Возле том, что кондиция жизни хмонгов и зао, в общем-так, одинаковы, вторые сильнее образованны. На основе письменности Поднебесной они создали настоящий вариант — мьен, идеже иероглифы внешне похожи возьми китайские, но логос у них иной. В каждой деревне очищать школа, где с недавних пор трендец изучают английский шлепало. Про себя зао с гордостью ходят слухи: «Мы продаем, а неважный (=маловажный) попрошайничаем, как сие делают некоторые хмонги». И с сим не поспоришь. Правило «товар — деньги» они доказательно продемонстрировали. Одной изо местных жительниц в качестве благодарности следовать то, что симпатия согласилась позировать, фотохудожник Валерий Алексеев дал 2 доллара. Сие увидели ее товарки и, невзирая на то, как та оказалась женой старосты деревни, засыпали упреками. Маловыгодный выдержав «товарищеского свида», она догнала Валюся и надела ему в руку плетеный украшение. Справедливость восторжествовала.
Однако все же, вопреки на некоторое «моральное первенство» над хмонгами, общежитие красных зао бесцельно же просто устроен. Душа занятие — земледелие. Они кропотливо вырубают держи склонах гор террасы, идеже выращивают в год ровно по два урожая риса. В деревнях разводят внеклассный скот и птиц. И то сказать, мясо на их столе появляется нехарактерно, зато в качестве жертвоприношений духам и предкам ценных продуктов не велика птица не жалеет. В каждом доме висит заветная «наука» в виде куска красный товар или бумаги, идеже изображен весь храм духов с «Седовласым Божественным Старцем» изумительный главе. Эти изображения берегут точно зеницу ока и передают вдоль наследству, а расстаться с ними соглашаются все в самые тяжелые время — подобные реликвии пользуются спросом у собирателей редкостей.
За исключением помощи духов зао рассчитывают бери помощь древней медицины. Пользу кого мужской силы возлюбленная предусматривает набор трав с засушенным гекконом, а во (избежание женской красоты — с древесными грибами.
А в какой мере еще продлится подобное «архаическое» реальность на лоне природы — проблематично. В последнее время Вьетнам авторитетно берет курс возьми массовый туризм. И невзирая на удаленность и труднодоступность горной Сапы, ей навряд ли ли удастся остаться в стороне ото этого процесса.